Как научить ребенка смотреть, слушать, реагировать на окружающих.
Внимание - необходимый компонент обучения и развития ребенка с самого раннего развития. Оно способствует установлению его контакта со взрослым, а также обеспечивает успешное усвоение умений и навыков, развивает подражание взрослому, учит действовать по образцу, выполнять словесную инструкцию.
- Формируйте внимание ребенка в играх, используя задания, стимулирующие рассматривание игрушки, раскрытие ее свойств и качеств.
- Если вы не можете привлечь внимание ребенка голосом, дотроньтесь до него, обратите на себя внимание прикосновением.
- Показывайте ребенку, как вы радуетесь, когда он смотрит на вас и реагирует на ваши слова, старайтесь, чтобы он понял: общение с ним приносит вам радость и удовлетворение.
- Отзывайтесь на любые звуки, произносимые ребенком, даже если они были случайными, всегда отвечайте ему подражательными звуками.
- Постоянно побуждайте ребенка слушать, смотреть и реагировать на все происходящее вокруг.
- Для обозначения одинаковых событий или действий используйте одни слова, которые помогут ребенку сосредоточиться. Со временем это сформирует у него навык выполнять простые указания.
- Помещайте в поле зрения ребенка разнообразные яркие предметы, игрушки, которые привлекут внимание малыша и развлекут его, когда вас не будет рядом.
- Во время занятий с малышом уберите с поля зрения все, что отвлекает его внимание.
- Начинайте формировать внимание малыша с развития зрительного сосредоточения, используйте для занятий большие и яркие предметы, отражающие окружающее (например, блестящий елочный шар и др.)
Сформированность зрительного сосредоточения определяется по следующему критерию: ребенок может смотреть на предмет в течение трех секунд. Совершенствуйте этот навык до тех пор, пока ребенок не будет реагировать на несколько предметов.
На следующем этапе тренируйте навык зрительного прослеживания за перемещением предмета, показывайте ребенку крупные, яркие игрушки, старайтесь удержать его внимание на предмете в течение 2-3 минут и вызвать прослеживание за перемещающимся предметом.
Если ребенок совсем не следит за перемещением предмета, используйте следующие приемы:
- изменяйте расстояние от предмета до глаз и скорость его перемещения;
- потрясите игрушку, старась привлечь внимание малыша;
- используйте "звучащие" игрушки;
- изменяйте освещённость комнаты и яркость предмета.
После того как у ребенка сформируется навык следить за предметом, переходите к следующему этапу: учите малыша продолжать смотреть в сторону, куда скрылся предмет или человек.
Поиграйте в простую игру "ку-ку" (накройте себя или игрушку платком и спрашивайте: "А где же...?"
Не забывайте также формировать слуховое восприятие и внимание малаша, которое помогает ему наблюдать и реагировать на окружающую действительность, усиливает восприимчивость.
Периодически повторяйте этот прием, продолжая игру "Звенит - не звенит" на подражание ребенка действиям взрослого.
Хорошо развитая наблюдательность облегчает процесс познания мира, помогает ориентироваться в ситуациях с помощью органов чувств.
Проведите игру "Звенит колокольчик":сначала покажите ребенку, как он звенит, затем пусть малыш сам позвенит в него, подражая вашему показу. Положите колокольчик на ладонь, фиксируя действия:"так не звенит".
Способность внимательно наблюдать - одно из важных качеств личности ребенка.
Развитие слухового и зрительного восприятия способствует появлению у ребенка понятий о предметах, формированию памяти и внимания - важнейших элементов познавательного развития дошкольника.